Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Информация
19.09.2016

Профилактика правонарушений – дело реальное

Известно, что противодействие преступности осуществляется путем проведения различных по уровню и содержанию политических, законодательных и, социально-экономических и иных мероприятий. Особое место при этом отводится предупреждению преступлений. Хорошо знакомый постулат, что преступление легче и важнее предупредить, чем расследовать, а затем осуществлять правосудие, не стал менее актуальным.

 

Вклад прокуратуры в предупреждение преступности предопределяется сутью реализуемой ею функции по координации деятельности правоохранительных, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, а также иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

 

В течение последних лет наметилась тенденция к стабилизации преступности: если в 2012 году было зарегистрировано 120 пре­ступлений, то в 2013 году — 137, в 2014 го­ду — 129, в 2015 году — 135. За 5 месяцев 2016 года в районе за­регистрировано 59 преступления, что на 3,5 % больше, чем за аналогичный период 2015 года.

 

Прокуратура Лоевского района, реа­лизуя функцию по координации деятель­ности по борьбе с преступностью, стремит­ся обеспечить присущими ей средствами и методами исполнение законодательных актов, регулирующих предупреждение правонарушений, другие аспекты деятель­ности государственных органов и обще­ственных организаций профилактической направленности, участие населения в охра­не правопорядка. Только в текущем году на координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией рассмотрены вопросы о проводимой профилактической работе по устранению причин и условий, способствующих совершению умышленных тяжких телесных повреждений, предупреж­дении рецидивной преступности.

 

Как известно, в предупреждении правонарушений и преступлений значительную роль призваны играть местные исполнительные и распорядительные органы. Прокуратура района регулярно информирует Лоевский районный исполнительный комитет о состоянии законно­сти и правопорядка на территории района. Информационные записки содержат кон­кретные предложения по эффективному осу­ществлению профилактической деятельно­сти субъектами профилактики.

 

В ходе проверки прокуратурой Лоевского района соблюдения субъектами профилактики требований Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» выявлены существенные недостатки в организации работы в сфере обеспечения общественной безопасности и предупреждения правонарушений.

 

Результаты проведенной проверки свидетельствуют, что неблагополучная криминогенная обстановка на территории района вызвана, в том числе и недостаточной профилактической работой органов местного управления.

 

Так, надлежащее выполнение возложенных обязанностей сельским исполнительным комитетом возможно лишь при наличии полной информации о совершенных   на   подведомственной   территории   правонарушениях   и алкоголизации населения.

 

В ходе проверки установлено, что сельскими исполкомами состояние общественного порядка на подведомственной территории не анализируется, действенные меры по стабилизации криминогенной обстановки, обеспечению общественного порядка не принимаются.

 

Значительная роль в профилактике правонарушений Законом отведена советам общественных пунктов охраны порядка, главной задачей которых является координация деятельности органов территориального общественного самоуправления, коллективов работников организаций, добровольных дружин и иных субъектов профилактики по охране общественного порядка и профилактике правонарушений.

 

Общее руководство деятельностью советов осуществляют соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.

 

Однако, как показала проверка, не отвечает предъявляемым требованиям организа­ция работы общественного пункта охраны порядка в г.п.Лоев, на территории которого совершено каждое третье из совершенных в районе преступлений и проживает наибольшее количество лиц, ра­нее неоднократно судимых, не трудоустроенных и не имеющих постоян­ного законного источника средств к существованию, а также злоупот­ребляющих спиртными напитками и ведущих антисоциальный образ жизни.

 

Со стороны советов общественных пунктов охраны правопорядка не уделяется должного внимания проведению конкретной индивидуальной работы с лицами, имеющими асоциальные наклонности, что в определенной мере способствует со­вершению тяжких и особо тяжких преступлений.

 

14.02.2016 возбуждено уголовное дело по факту убийства в                               д. Переделка гражданки Светланы К., 1964 г.р. Установлено, что в ходе совместного распи­тия спиртных напитков, на почве внезапно возникших неприязненных отношений убийство потерпевший совершил её муж, нанеся удар ножом. По результатам судебного следствия виновный осужден к длительному сроку лишения свободы.

 

Утвержденный Лоевским райисполкомом план мероприятий по реализации региональной программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2015 год и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных органов по обеспечению общественного порядка и безопасности, содержит практические мероприятия, направленные на охрану общественного порядка, предупреждение правонарушений, оздоровление обстановки в неблаго­получных семьях, обеспечение социальной и трудовой реабилитации граждан, склонных к противоправному поведению.

 

В тоже время формализм в организации работы, отсутствие должного контроля за ходом реализации намеченных мероприятий повлекли за собой в отдельных случаях их невыполнение.

 

Одним из пунктов плана мероприятий отделу внутренних дел, управлению по труду занятости и социальной защите райисполкома поручено принять меры к трудоустройству граждан, в том числе на забронированные рабочие места, освобожденных из исправительных учреждений граждан.

 

Решением райисполкома утверждена броня приема на работу граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе и для лиц, освобожденных из мест лишения свободы установлена бронь в количестве 4 рабочих мест на 2015 год.

 

В результате ненадлежащего исполнения указанного пункта плана, отмечается низкий уровень трудоустроенности лиц указанной категории, в счёт брони в 2015 году трудоустроено только 1 лицо, в трудоустройстве нуждается более 20 человек.

 

Отсутствие работы и бытовая неустроенность, иждивенчество отбывших наказание в большинстве случаев приводят к совершению ими повторных правонарушений и преступлений против общественной безопасности, жизни и здоровья граждан, личной и государственной собственности.

 

За прошлый год на территории района на 29,5% возросло количество лиц, привлеченных к административной ответственности за распитие алкогольных напитков в общественных местах (с 322 до 417), каждое четвертое правонарушение совершено повторно.

 

В настоящее время на учете в учреждениях здравоохранения района в связи со злоупотреблением алкогольными напитками состоит около 6,4% населения региона, что более чем в два раза выше среднеобластного показателя.

 

Оперативность субъектов профилактики по выявлению лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и ставящих свои семьи в тяжелое материальное положение, с целью дальнейшего ограничения таких лиц в дееспособности, направлению их в ЛТП, приводит к минимизации процессов, связанных с материальной необеспеченностью, отсутствием постоянного места работы, средств к существованию, что, как правило, способствует совершению особо тяжких преступлений, в том числе и убийств.

 

Однако вышеуказанная часть профилактической деятельности осуществляется в районе только сотрудниками РОВД, при этом, не на должном уровне.

 

Всего судом района в 2015 году рассмотрено 10 материалов об изоляции лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, для лечения в условиях ЛТП (к примеру, в Наровлянском районе – 44, Кормянском – 43).

 

Таким образом, организация мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с пьянством и алкоголизмом, нуждается в существенной активизации.

 

Результаты проведенной прокуратурой района проверки рассмотрены в апреле 2016 года на заседании Лоевского районного исполнительного комитета с участием председателя райисполкома и его заместителей, руководителей правоохранительных органов, сельских исполнительных комитетов, организаций и предприятий района. Дана объективная оценка деятельности субъектов профилактики правонарушений, указано на недостатки в их работе, выработаны меры, направленные на повышение эффективности проводимой работы, привлечены к ответственности ряд должностных лиц, не обеспечивших надлежащего исполнения требований законодательства.

 

 Опыт работы по противодействию преступности показывает, что обеспечить недопущение преступлений мерами профилактики удаётся не всегда, даже при соответствующих предпосылках и усилиях, однако это не значит, что общество, государство, граждане должны пассивно взирать на криминальную активность и смириться с ней.  Есть реальная возможность её пресечения. Наряду с запланированными мероприятиями будем искать новые формы и методы нашей деятельности для обеспечения стабильности и правопорядка на территории района.

 

 

В.Костюченко

 

Прокурор Лоевского района

 

советник юстиции

 


Смотреть все